Главная

Новости

Игры
Best
Rarity
Dimouse's

Демосцена Demo
Intro
Intro 4kb
Tracking

Тексты
Статьи
Другой материал
FAQ

Отзывы

Ссылки


 

 

 

 

Добавить сайт в избранное!

автор: журнал Membrana

1. "Гуру медитируют".


История Amiga в чём-то напоминает историю ATARI и Sinclair Research. Это тоже история подъёма, падения и попыток возрождения. Существенное отличие состоит в том, что ATARI и Sinclair держались в основном за счёт своих раскрученных брендов, а Amiga была сильна технологией...

Всё начиналось, как ни странно, всё с той же ATARI. Именно там работали те люди, которые стояли у истоков Amiga - в частности, Джей Майнер (Jay Miner). У Джея, говорят, была мечта: игровой суперкомпьютер. Естественно, речь шла не о терафлопных агрегатах, а о персональном компьютере. Но таком чтобы было, как в песне: "А кто увидит нас, тот сразу ахнет". Маниловщиной Джей не страдал, тем более, что у него имелся изрядный опыт: он участвовал в разработках восьмибитных ATARI 400 и ATARI 800. Но эти системы его не слишком устраивали: его интересовали 16 бит.

В 1982 году представился счастливый случай: выходцы из ATARI создали достославную компанию Activision, и предложили Майнеру создать как раз такой "суперкомпьютер". Тотчас нашлись три техасских миллионера, которые выложили кругленькую сумму на новое предприятие, названное Hi-Toro. Оное начало свою деятельность с выпуска джойстиков в качестве прикрытия.

Однако тут была одна проблема. Техасские инвесторы хотели получить сугубо игровую систему, и ничего больше. Майнер и его команда хотели получить именно компьютер, а не приставку. Но с инвесторами ссориться нельзя. И тогда Майнер сотоварищи решили действовать втихую: небольшие манипуляции с оборудованием - и voila, к "игровой консоли" можно подключать клавиатуру и прочие принадлежности "настоящих компьютеров".

Но прошло немного времени, и начался обвал игрового рынка. Тотальный. И уже ничто не мешало Майнеру и его коллегам превратить их изделие в обычный компьютер. Компания получила название Amiga (испанское "Подружка"), причём лишь для того, чтобы в справочниках стоять перед Apple и ATARI. Самое забавное, что в своё время Стив Джобс и Стив Возняк назвали свою компанию "Apple" тоже только для того, чтобы стоять впереди ATARI.

Потихоньку-полегоньку разрабатывался первый прототип - Lorraine (названный в честь жены одного из разработчиков). Одним из самых запоминающихся разработческих приколов стало сообщение "гуру медитирует" (Guru Meditation). Собственно, это было банальное сообщение о критической ошибке, вроде тех, за которые Windows карает не только нашкодившую программу, но и её несчастного пользователя ("Приложение "Холодильник" совершило недопустимую ошибку и будет закрыто. Еда доступна только для просмотра").

Но у этого сообщение есть своя предыстория. Дело в том, что инженеры Amiga иногда сидели на установках, которые должны были превратиться в контроллеры для игровых автоматов - симуляторов лыжных гонок. Это были большие планки, раскачивающиеся на шарнирах туда-сюда. Сидеть на них было неудобно - слишком легко сверзиться. Но инженеры - "железячные гуру", как их почтительно именовали, - были людьми упрямыми, и использовали эти установки как своего рода тренажёры для релаксации: чем спокойнее сидишь, тем больше расслабляешься (да и планка не раскачивается). Оттуда и "медитация".

Но пока шли разработки, у Amiga начались серьёзные финансовые проблемы. Настолько серьёзные, что руководство начало искать покупателя для компании... В качестве первой кандидатуры рассматривали, естественно, "родную" ATARI. Однако договориться по сумме сделки не удалось. ATARI предлагала слишком мало. И тут в дело вмешалась компания Commodore. Она предложила вшестеро больше ATARI, и, естественно, получила Amiga со всеми потрохами.

Компания была переименована в Commodore-Amiga, а в 1985 году свет увидела первая "супермашина" - Amiga A1000. Новые хозяева слегка поскупились, и от некоторых первоначально запланированных функций пришлось отказаться. Но в основном, Джей Майнер и его команда получила то, что они хотели. Система была построена по принципу "каждый сверчок знай свой шесток". За все ключевые операции, как то адресацию памяти, управление дисплеем, звуковым кодеком и портами ввода-вывода, отвечали отдельные чипы. Благодаря этому удалось значительно разгрузить центральный процессор. Технические данные Amiga A1000 были по тем временам неплохи. Чтобы не сказать, великолепны. Чтобы не сказать, ошеломляющи. 8-битный стереозвук, 4096 возможных цветов (впрочем, существовавшие графические режимы, увы, допускали не более 32 цветов в A1000 и 64 в последующих версиях - A500 и A2000), плюс режим HAM (Hold and Modify - удержание и изменение), который теоретически допускал и вовсе неограниченное количество цветов.

Ещё одной сильной стороной была истинно многозадачная (!) модульная операционная система, благодаря которой Amiga, собственно, и выжила. В общем, ахнуть при виде своего компьютера Майнер заставил всех. По производительности и качеству A1000 был сравним с крупными рабочими станциями, при этом стоил значительно дешевле. Но увы, не настолько дешёво, чтобы стать массовым потребительским товаром. Позволить его себе могли лишь состоятельные люди. Так что в 1987 году Amiga пришлось выпустить два новых компьютера, ориентированных на более широкий круг народонаселения.

2. "Мечта" и "убийца".


Amiga A1000 был компьютером-мечтой для многих, но на одних мечтах бизнеса не сделаешь. Поэтому в Commodore-Amiga было принято решение о выпуске более "демократичных" моделей. В 1987 году появляются A500 и А2000.

В техническом отношении разница между этими двумя машинами была невеликой. Просто у A500 был только один слот расширения - и находился он сбоку системного корпуса. У А2000 слотов было несколько, и они располагались внутри блока. Среди этих слотов было несколько гнёзд формата ISA, а также специальные гнёзда для подключения видеокарты и дополнительного процессора. Благодаря этому последнему A2000, нагруженная основным процессором Motorola 68060 с частотой 50МГц, по производительности догоняет Pentium 120...

Отец-основатель Commodore Computers Джек Трэмиель, наш добрый знакомый ещё по ATARI, известен высказыванием "Бизнес - это война". Так вот, A500 и A2000 - народные машины - были основным орудием Amiga в "войне" с конкурентами до 1990 года, когда на свет появилась A3000.

В ту пору это была мечта во второй степени: 32-битный процессор Motorola 68030 (который, кстати, активно использовался в Apple Macintosh II) плюс модульная архитектура машины, где под каждую функцию отведён свой сопроцессор, вместе давали производительность примерно как у ранних 486 PC (тактовая частота 68030 составляла как раз 16 МГц). Кроме того, под A3000 была написана новая версия Amiga OS - 2.0. Появилась поддержка многочастотных мониторов, благодаря чему Amiga A3000 оказалась идеальной системой для обработки видео. Ну и, наконец, появился встроенный SCSI-контроллер. В общем, полная аллилуйя.

Но это был высший ценовой класс. А руководству Commodore требовались и демократичные компьютеры тоже. Эти замыслы породили A500 Plus. В ней было в два раза больше оперативной памяти, нежели в оригинальном A500, кроме того, машина поставлялась укомплектованной второй версией AmigaOS. А больше никаких существенных отличий от A500 и не было. Поэтому А500+ не привлекла того интереса, на который так надеялся Commodore. Ну а разработчики PC уже успешно конкурировали с Amiga, и на фоне их последних разработок A500+ как-то бледнел.

Спустя некоторое время была выпущена машина A600, которая тоже не сильно отличалась от A500+, разве что габариты имела более скромные. Наличествовал также контроллер IDE-дисков, что было, конечно, шагом вперёд, но не столь уж значительным. А в это время в Commodore-Amiga кипела работа над новой моделью. В новом компьютере должен был наличествовать новый чипсет AA (Advanced Amiga), процессор для обработки звука (Digital Signal Processor), быстрый интерфейс SCSI-2 и сетевые средства. По тем временам это должно было стать истинным шедевром компьютерного искусства, но, увы, вмешалось руководство Commodore. К тому времени известный своей агрессивной манерой руководства Джек Трэмиэл (Jack Tramiel) уже покинул компанию (а вернее, был из неё выперт прежними подчинёнными), а новое правление, по-видимому, имело склонность слишком уж осторожничать.

Что и вылилось в крупные неприятности для разработчиков новой Amiga. "Компьютер-убийца" показался слишком дорогим, и поэтому его слегка выхолостили. Вместо готового чипсета AA в корпус запихнули прототип - AGA, звук оставили восьмибитным, и обещанного DSP не появилось, что многих сильно разочаровало. 16-битные звуковые карты уже вошли в моду, так что новенький компьютер с безнадёжно устаревшим звуком - было колоссальным огорчением.

В 1992 году это появилось на полках в магазинах под названием Amiga 4000. Что в нём было хорошего? Ну, например, палитра в 16,7 миллионов цветов (256 независимых), режим HAM-8, обеспечивавший качество цвета, близкое к true color. Графические чипы позволяли, между прочим, выдавать VGA-совместимое изображение, зато была убрана система коррекции мерцания, которая обеспечивала совместимость с многочастотными мониторами... Но, увы, восьмибитный звук.

Следом за A4000 на сцене появился A1200. Это был немного улучшенный вариант A500 и A600. У А600, например, была обрезана клавиатура (убрали номерную панель - numeric keypad), но в А1200 её вернули на место. Добавился чипсет AGA. Этот компьютер обрёл весьма изрядную популярность: обладатели Amiga A500 бросились покупать А1200 на замену, так что тут Commodore-Amiga не просчитались. Чтобы закрепить успех, они выпустили ещё и игровую консоль CD32, которая, по сути, была тем же A1200, только без клавиатуры и с CD-ROM. Она бы побила конкурентов, да вот беда: компания Commodore Computers развалилась.

3. Несостоявшееся спасение.


Через год после выпуска чипсета AGA компания Commodore пала смертью храбрых, но слабых. Если бы приставка СD32 была выпущена чуть пораньше, если бы удалось заручиться поддержкой производителей игр, если бы выпущено было 400 тысяч единиц... Впрочем, история сослагательного наклонения не знает.

Commodore сподобился выпустить только 100 тысяч единиц консоли, которой прочили уверенную победу над конкурентами. Увы. Технологии Amiga и Commodore выкупила компания Escom, немецкий производитель клонов PC. Сразу же была основана компания Amiga Technologies, и начались работы над следующим поколением компьютеров Amiga.

К сожалению, единственным мало-мальски ощутимым результатом всей этой деятельности стала машина Amiga (Mind) Walker. Главными её отличиями стали материнская плата стандартного для корпусов AT размера и исключительно стильный корпус, вызывавший аллюзии на шлем Дарта Вейдера. Системные характеристики можно просмотреть здесь. Список довольно обширный, однако, как говорят, по сути Walker оставался всё той же Amiga 1200 с некоторыми усовершенствованиями. Очень незначительными, впрочем.

В результате Walker так и не удалось толком продвинуть на рынок, а вскоре и Escom тоже оказался банкротом... Самое печальное, что и дальнейшие владельцы бренда Commodore вскоре оказывались на краю пропасти. Видимо, что-то такое нехорошее было в этом названии. А Amiga оказалась ничьей. Пока это положение сохранялось, целый ряд сторонних компаний объявили о том, что собираются выпускать Amiga-совместимые системы, основанные на процессорах PowerPC (напомним, что на тех же процессорах работали и работают компьютеры Apple Macintosh).

Немецкая компания Phase 5 посулила миру A\Box, который отличался хорошо продуманной архитектурой. Увы, выпуск этой системы всё время откладывался. Эта же компания выпустила некие ускорители для PowerPC, но тоже с большой задержкой. Компания Pios Computer, основанная выходцем из Amiga, создателем A3000 Дейвом Хейни (Dave Haynie), тоже разогналась было выпустить Amiga-подобную систему с частично модульной архитектурой, аналогичную A2000, А3000 и А4000. Увы, ничего особенного у Pios не получилось.

В общем, к тому времени большинство пользователей компьютерных систем уже списали Amiga в Лету и закупились какими-то другими машинами. После долгого временного периода, когда для Amiga искали покупателя, на горизонте оказалась компания Gateway 2000 (теперь просто Gateway). Gateway - известный производитель PC, и когда он выкупил права на Amiga и её разработки, шум поднялся преизрядный. Gateway повела себя довольно интересно. Сразу были образованы две компании - Amiga International, Inc. (собственно, переименованная Amiga Technologies) и Amiga, Inc. Причём Amiga International, Inc. должна была заниматься маркетингом технологий Amiga, Inc.

Очень скоро было объявлено о схемах лицензирования сторонним производителям технологий Amiga. Несколько производителей удалось привлечь. Затем было объявлено о готовящемся обновлении операционной системы AmigaOS до индекса 3.5. Благодаря акселераторам PowerUp для PowerPC от Phase 5, удалось, так сказать, "вернуть к жизни" Amiga 1200 и 4000 - поднять их производительность до приемлемого уровня. Возможно, именно благодаря им Amiga дожила до XXI века.

В 1998 году, на шоу World of Amiga в Лондоне, появилась некоторая информация о том, что собирается делать Amiga в будущем. Оказалось, - выпускать новые компьютеры с оборудованием от сторонних производителей и новые программы. Позднее, на кёльнском шоу Computer '98 Amiga объявила о стратегическом партнёрстве с компанией QNX Software Systems, которая специализировалась на специальных real-time'овых операционных системах. Микроядро Neutrino, впрочем, весьма неплохо годилось для создания потребительских операционных систем. По некоторым сведениям, рассматривался и другой вариант - партнёрство с компанией Be (разработчиком приснопамятной BeOS). Кроме того, Amiga "тесно сотрудничала" с Corel на предмет портирования продукции этой компании на платформы Amiga.

А в 1999 году марка Amiga снова продана - на сей раз компании Amino. Конец? Может быть, но только не в 1999 году. Есть такое английское выражение - Alive and kicking. То есть, "живой и ногами сучит". Так говорили про висельников, которым верёвка не ломала шею сразу. Так что фраза "alive and kicking" подразумевает, что висельник, конечно, живой пока, но конец всё равно настанет. Вот в этом "странном" состоянии Amiga существует до сих пор.

Да, кое-какие значимые релизы имели место быть: например, компьютер AmigaOne на основе процессоров G3 (600 МГц) и G4 (800 МГц), который был анонсирован ещё в 2000 году, но в продажу поступил только в начале ноября 2002 года. Точнее сказать, это не готовые компьютеры, а материнские платы, совместимые с Linux, и с давно анонсированной, но всё ещё не выпущенной операционной системы AmigaOS 4.0. Был выпущен пакет для разработок программного обеспечения под Windows, Java и Linux (Amiga SDK), раздавались громкие заявления о том, что Amiga будет поставлять мультимедийный контент для устройств под управлением Windows CE и для смартфонов...

Список соответствующих пресс-релизов приведён здесь , правда, обрываются они на январе 2002 года. Как удалось выяснить, Amiga находится сейчас в весьма нелёгком положении. Её бывшие работники пытаются выбить из неё причитающиеся им деньги в судебном порядке. Кто на самом деле управляет компанией, - вообще непонятно... Но - Alive and kicking. Однако в начале мая 2003 года стало известно, что обещанная ещё в 1999 году, после продажи Amiga компании Amino, четвёртая версия операционной системы выпущена и будет представлена в нескольких городах Европы.

Как видим, история Amiga - это история большого таланта, кратковременного успеха и - увы, крупного невезения. Пока Amiga находилась в неопределённо-подвешенном положении, всё превосходство над конкурентами (особенно, PC) исчезло. Некогда элитарнейшая (ещё более элитарная, нежели Apple Mac) система стала вчерашним днём. Прежнего элитарного положения Amiga себе вернуть, скорей всего, уже не удастся, поскольку время, кажется, упущено безнадёжно. С другой стороны, маркетинговые чудеса случаются, и вчера ещё никому неизвестные или напрочь забытые имена могут за очень короткий срок становиться всемирно известными.

Такое, кстати, случилось с ATARI. Ведь компания Infogrames - весьма успешный издатель компьютерных игр, не только выкупила этот бренд, но и переименовалась в ATARI. И именно под этим именем выпустила игру, обречённую стать хитом - Enter the Matrix. Сможет ли чего-нибудь подобного добиться Amiga - покажет время. Проблема в том, что на бренде ей уже не выехать, а каких-либо "потрясающих воображение" разработок пока не видно.

PS. Статья взята с сайта www.membrana.ru


Made by Dimouse © 2003
 

Хостинг от uCoz